Краткий обзор прошедшей конференции молодых ученых

КМУ-10 или «между нами тает лед…»

Вынося в заголовок «между нами тает лед…» — строчку из песни группы «Грибы», клип которой стал видео Интернет-мемом — мы хотели бы обратить внимание на актуальность и безграничность коммуникативной тематики, на открытость для исследователя-коммуникативиста любых явлений. Это может быть «пост», взрывающий лайками Интернет, но это может быть и вполне традиционная коммуникация в одной из современных организаций. В этом году «лед» при обсуждении коммуникативных проблем «таял» уже в десятый раз, в десятый раз 12–13 мая 2017 г. на факультете социологии СПбГУ  проходила Конференция молодых ученых, организованная кафедрой социологии культуры и коммуникации. Тематика секций включала:

Секция 1. Медиакоммуникации в современном мире.

Секция 2. Социокоммуникативные технологии в экономике, бизнесе, образовании.

Секция 3. Коммуникативное пространство города: традиционные и новые практики.

Секция 4. Социальные сети: акторы и процессы.

Секция 5. Коммуникативные практики современных сообществ и групп.

Было представлено 48 докладов. Участники КМУ этого года — преимущественно студенты-социологи СПбГУ, но также социологи из НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), студенты из Минска, где на базе БГУ  идет подготовка по специальности «Социальные коммуникации», студенты из Нижнего Новгорода, Москвы, Саратова и Томска.

Очерчивая тематику прозвучавших докладов, отметим, что на секции «Медиакоммуникации в современном мире» лидировали вопросы репрезентации каких-либо образов. Женские образы в рекламе, образ семьи в кинематографе, образ России в британской газете The Guardian и даже — органические продукты в российских и немецких СМИ. Среди известных медиа-продуктов в фокусе внимания выступающих оказались  мультсериалы «South Park», «Смешарики», «Маша и медведь». Ряд докладов был посвящен Интернет-явлениям и цифровым эффектам: мемам, lifestyle-видеоблогам, компьютерным играм.

Секция «Социокоммуникативные технологии в экономике, бизнесе, образовании» объединила молодых исследователей маркетинговых и PR-коммуникаций. Можно сказать, что эта секция вводит нас в проблематику общества потребления той стадии развития, когда объектами потребления становятся не только товары, но преимущественно услуги — образовательные, досуговые и т.д.  Выступавшие представили свои разработки по таким темам, как: нейромаркетинг, игровые маркетинговые технологии, развитие виртуальных музеев, работа Мариинского театра с детской аудиторией, деятельность многофункциональных центров по предоставлению госуслуг.

Городская среда как насыщенное пространство коммуникаций — такое видение города проблематизировалось участниками секции «Коммуникативное пространство города: традиционные и новые практики». Общим интересом докладчиков стали гражданско-политические коммуникации горожан в самом широком смысле. Это, например, проблема «третьих мест», коллективные действия экологических движений, интеграция горожан при чрезвычайных ситуациях. И даже вопросы городской арт-среды осмыслялись с позиций социального участия, будь то объекты ЮНЕСКО в Берлине и Санкт-Петербурге или феномен партисипаторного искусства.

Не смотря на то, что Интернет-реалии обсуждались на всех секционных площадках, работала и специальная тематическая секция «Социальные сети: акторы и процессы». Прозвучала критика коммуникативного капитализма, были показаны результаты анализа семантических сетей в сфере управления интернетом, раскрыты особенности пользователей, интересующихся музыкальным и игровым контентом Интернета.

На секции «Коммуникативные практики современных сообществ и групп» тематика докладов простиралась от общения автомобилистов, IT-специалистов, студентов «Вышки» на занятиях  «Обработка и анализ данных» до практик Insta-мамочек и представителей сообществ фанфикшена.

Делая обзор конференции, всегда рискуешь быть слишком поверхностным: хотелось бы вспомнить и кратко описать многое из услышанного и увиденного (визуальная составляющая докладов традиционно «на высоте» у участников КМУ). Пытаясь преодолеть барьер в донесении впечатлений от КМУ, приглашаем всех заинтересованных в следующем году. Итак, май 2018, факультет социологии СПбГУ, КМУ-11. Готовимся…